Много слов.Господин В., произнесший над гробом штампованное "безвременно ушедшая" "безгранична наша скорбь" и "в этот траурный день", глядящий в потолок, а потом ходивший по залу и говоривший: "Прощаемся, не задерживаемся, нужно очистить помещение" вызывал совершенно неуместное чувство злобы. Вот какой, оказывается.. хех. А ведь совсем молодой.. далеко пойдете, господин Директор.
С.М.Ш. сказал речь на удивление гармоничную, не сладкую и не горькую, без преувеличений и пафоса. Закончив заставляющим задуматься: "Прощай.... До свидания."
В зале было очень много людей. Как тех, кого ожидаемо было там увидеть, так и совершенно неожиданных личностей.
Некоторых из них не видела больше пяти, наверное, лет.. жаль, что повод для встречи ныне выдался такой невеселый.
Стояла возле гроба, глядя на фотографию в цветах, вспоминала все годы учения, которые были проведены под чутким руководством Елены Ивановны.
Она научила меня всему, что связано с моей профессией. С 5 до 18 лет, 9 месяцев в году два раза в неделю она занималась, занималась, занималась, учила, объясняла.
Она всегда была права.
Когда говорила мамашам, ругающим детей за ошибки: "Зачем вы его ругаете? Я сама знаю, когда нужно ругать вашего ребенка."
Когда не давала спуску, заставляя заниматься, кнутом и пряником, словом и безмолвием.
Когда говорила, что в Консерватории никто никому не нужен.. да, это так.
Никто никому не нужен. Нет больше таких педагогов. Кто сейчас готов бросить прибыльную работу ради того, чтобы стать педагогом и учить малолетних раздолбаев тонкому искусству?
Она работала в Мариинском театре, потом была концертмейстером ансамбля скрипачей "Violini", и зав.кафедрой скрипичного исполнительства ССМШ при Консерватории и училища (при ней же).
Не ввязывалась в интриги педагогического коллектива. Просто работала.
Её любили ученики, на День Рождения приходила толпа народу - без приглашения, все знали, что можно просто взять и придти, и поздравлять, и радоваться.
Любили, и побаивались, потому что характер у неё был строгий, как бы смешно не прозвучало, даже "суровый". И потрясающая сила воли.
Только с такой, как у неё железной силой воли можно было играть в Мариинском, управлять кафедрой, и регулярно создавать "звезд" - учеников, прославляющих (внимание, пафос) не только честь нашей петербургской скрипичной школы, но и всей страны в целом.
Этой же самой силой воли она боролась со своей болезнью. "И неплохо всех убедила" (с) С.М.Ш
Действительно, застав её через четыре года после операции с сигаретой в руках, нельзя было не признать её победу. Потому что она хотела, чтобы всем так казалось.
Так вот, я стояла возле гроба и думала свою всегдашнюю мысль. Что каждый, кто плачет по умершему, плачет о себе. И жалеет себя. Поэтому это бессмысленное занятие.
Четыре года я робела придти к ней на урок, просто так. Боялась, что она послушает и скажет что все стало только хуже.
Четыре года. Ха-ха. Теперь-то НИКТО уже ничго действительно не скажет, можно не робеть и не думать "на следующей неделе. я позвоню и приду на следующей неделе".
И как же теперь стыдно за обиду, которая не давала покоя мне много лет. Обиду, что она не верила в меня О_о внезапно, осознала сегодня, насколько дебильна сама формулировка, смысл и суть этого детского сада.
Никто больше не научит меня правильно играть соль-минорное "Adagio" Баха и не скажет: "Смотри-ка, да я, оказывается настоящую скрипачку вырастила!".
Впервые придя на урок к моему нынешнему педагогу, я сказала себе: "Запомни НАВСЕГДА, Юля, на скрипке тебя научила играть Елена Ивановна. ЗАПОМНИ это, и никогда, НИКОГДА этого не забывай."
Как бы я ни любила Шефа, тем, как держу скрипку, как играю и что при этом думаю я обязана вовсе не ему.
Ладно, закругляюсь, хватит. Я же не господин Директор В., в конце концов.
Елена Ивановна Зайцева
9/XII/1947 - 30/I/2011
Спасибо Вам за все, что вы делали для каждого своего ученика.
Спасибо Вам за все, что вы сделали для меня.
@темы:
а тема-то печальна... (с),
Для памяти